avmalgin

Чеславу Немену - 80



Сегодня Чеславу Немену исполнилось бы 80 лет.

Так получилось, что я хорошо знал его. Все три года, что я жил в Польше, мы часто общались. Я напечатал с ним с полдюжины интервью в разных советских газетах и журналах, а также привозил в Москву Тане Бодровой на радио профессиональные пленки с его записями и они звучали в эфире. У него была студия в здании Театра Народовы, наш факультет был в пяти минутах ходьбы, и я к нему заходил. Он почему-то помогал мне, студенту, во многих делах, сводил с людьми. Он прекрасно говорил по-русски, хотя и с акцентом. Что неудивительно: Чеслав Выджыцкий (это его настоящая фамилия) родился в селе Старые Василишки, ныне это Белоруссия, Щучинский район Гродненской области, а тогда была, естественно, Польша. Когда осенью 1939 года в село вошли советские войска, Чеслав был грудным ребенком. Ну потом он отучился десять лет в советской школе, да еще и параллельно в музыкальной школе в Гродно два года. В русской Википедии сообщается, что в 1958 году его "семья выехала в Польшу". Обстоятельства "выезда" следовало бы прояснить. Тогда в течении нескольких лет (уже после ХХ съезда КПСС!) по договоренности с правительством ПНР из западных областей СССР в Польшу было выслано 220.000 поляков. И, как мне говорил Немен, его семья как раз не особенно стремилась уехать, но населенные пункты депортировали целиком. На сборы дали пару дней, и - вперед. В произошедшем был и свой плюс: Чеславу как раз прислали повестку в военкомат и, уехав, он избежал службы в Советской армии. В Польше семья больше года жила в лагере для перемещенных лиц в ужасных условиях, потом их отправили в Гданьск, где Чеславу пришлось работать грузчиком в порту, буквально за еду. Сейчас в этих Старых Василишках открыли его дом-музей и уверяют, что все в доме сохранилось, как тогда. Псевдоним он себе взял в честь реки Неман (по-польски Niemen), на берегах которой прошло его детство.

Он прошел огромную эволюцию в музыке - от легких эстрадных песенок до прогрессив-рока. Теряя старых поклонников, не поспевавших за его развитием, он приобретал новых. Он мне дарил не только свои польские пластинки, но и западные, лежит у меня в Москве и вышедшая в Германии его пластинка с русскими песнями. Ни у кого такой нет. Осталась там у меня и его книжечка с автографом. Он пытался делать карьеру на Западе, но неудачно, хотя в Японии заработал себе на собственную сверх-оснащенную студию. Говорили, что в Восточной Европе ни у кого такой не было. Он неустанно экспериментировал со звуком. Когда меня перед Олимпиадой выслали из Польши, он как раз был в начале нового периода в своем творчестве. Ушел в какую-то мрачную инструментальную психоделику, стал сам рисовать обложки для своих дисков, не очень удачные, по-моему...

Немен, насколько я помню, всегда был строгим вегетарианцем. У него была молодая красавица-жена, Малгожата, модель и фотограф (фото вверху как раз она сделала), она проявляла чудеса изобретательности, чтобы хоть как-то его накормить. Он желал питаться только яблоками. Она родила ему двух дочек, обе они сейчас певицы. Еще у него есть старшая дочь от первого брака. А между двумя польскими женами у него была гражданская жена итальянка, поэтому был период, когда он жил в Италии, выпустил там три пластинки на итальянском языке, и вообще язык знал. Он и по-английски говорил свободно.

Его диск русских народных песен и романсов очень хорош. "Выхожу один я на дорогу..." - одно из лучших исполнений, я считаю, мороз по коже продирает. Хотя многим запомнились "Елочки-сосеночки..." На Сопотском фестивале однажды Немен исполнил по-польски песенку на стихи Сергея Михалкова "Юбиляр". Это была детская песенка, у него как раз дочь родилась. Фестиваль транслировало Центральное телевидение, и советский диктор прямо поверх песни, забивая исполнение, сообщил, что вот, мол, звучит песня о необходимости разоружения и разрядки международной напряженности. Испортил людям запись.

Когда у него диагностировали рак, он начал лечиться сомнительными народными средствами, что, как говорят, только ускорило болезнь. В момент его похорон, в 13.00 20 января 2004 года, все польские радиостанции по взаимной договоренности передали его песню „Dziwny jest ten świat” ("Удивителен этот мир"). В четырнадцати польских городах его именем названы улицы, площади и скверы, его имя носят несколько школ, и даже ему поставлены кое-где памятники. Центральный банк Польши выпустил три монеты памяти Чеслава Немена (одну золотую и две серебряных). Песня Немена "Сон о Варшаве" стала гимном футбольного клуба "Легия", болельщики ее во время матчей поют на трибунах.

Запись 1977 года (в тот год мы как раз познакомились):

Греховодники вконец достали

"Министр просвещения РФ Ольга Васильева раскритиковала увлечение воспитателей детсадов и педагогов "инновациями" и "проектной деятельностью": по ее мнению, эти иностранные термины затмевают собой суть работы. Высокопоставленная чиновница посоветовала не заниматься ерундой и не использовать неологизмы, а вернуться к исконной "красивой русской речи". "Только прихожу в детский сад, в школу любую, - там "проектная деятельность". Мы всегда работали над поставленными задачами, мы сами себе их ставили. (…) И родители, и вы повторяете эти слова, зачем? Открывайте почаще словарь: что бы это значило по-русски".
Министр пояснила, что хочет услышать от участников встречи рассказ о конкретных делах и задачах, которые решаются в детских садах, а не слова об инновационной и проектной деятельности. "Не увлекайтесь вы этой ерундой. Семечко посадили, полили - у вас "проект". Да не проект это! Не надо, ребята! Цели и задачи были всегда, только назывались по-другому. Планы, тактика, сейчас - проекты. Бордюр у клумбы покрасили - у нас "проект". Ну, бред", - подчеркнула глава ведомства. Она предложила "говорить хорошим, русским, красивым языком". "Ну что такое инновации - для двухлетнего ребенка?".

http://palm.newsru.com/russia/23nov2018/innovazii.html
Министр часто говорит простые вещи, имеющие смысл. Но к несчастью, один в поле не воин.
Швейк

Колонка от 15 октября

О право присвоивших
В
сё-таки странно: публику перспектива радикальных перемен в отечественном высшем образовании, ненароком приоткрытая ректором «Вышки» Кузьминовым, очень заинтересовала — загляните в соцсети. Рассуждают, восклицают, бранятся. В профессиональных же медиа этой темы нет вообще: «Ни слова, о друг мой, ни вздоха». Почему? Да по многим причинам. Вот только что рассказанная мне история. Некое региональное издание запросилось на интервью к ректору тамошнего университета. Ладно, говорят, присылайте вопросы. Прислали: что, мол, вы думаете о проблемах, волнующих ректорский корпус страны. Первое: мыслимо ли, чтобы производитель продукции не мог отобрать себе сырьё? Вузы должны готовить специалистов, не имея права выбирать абитуриентов; берут, кого составленный Рособрнадзором ЕГЭ пошлёт — без учёта специфики конкретного вуза и специальности. Второе: сам Рособрнадзор. Он не отвечает за качество подготовки специалистов, но может вмешиваться в учебный процесс любыми проверочными мероприятиями. Казалось бы, дали лицензию и аккредитацию — так не мешайте работать… Третье: перегрузка преподавателей, нищенские зарплаты, давление показателей по средней зарплате, приводящее к увольнению совместителей — зачастую специалистов с уникальным научным и производственным опытом. Четвёртое: учёный и преподаватель суть разные профессии. Можно ли требовать от всех работников вузов одинаковой эффективности в обеих ипостасях? Пятое: невозможность оставить на кафедрах лучших выпускников из-за жалких стипендий аспирантов и зарплат молодых преподавателей. Как в таких условиях сохранять научно-педагогические школы? Изданию ответили, что ни одного из этих вопросов ректору задавать нельзя. Не знаю, чем дело кончилось в этом именно случае: вышло ли интервью с вопросами типа «как же это получилось, что вы такой гениальный» или не вышло никакого, — но это одна из причин уклонения массмедиа от действительных проблем образования. «Мы будем с тобой молчаливы».
Collapse )
http://expert.ru/expert/2018/42/o-pravo-prisvoivshih/

Самая красивая женщина мира Лина Кавальери


Портрет Лины Кавальери, 1901. Giovanni Boldini (1842-1931, Italy)

Всё зависит от настроения - иногда бывает желание посмотреть старые европейские фильмы. Многие раньше не видела, и если фильм чем-то интересен и запоминается, остаётся приятное послевкусие. Таким оказался итало-французский художественный фильм "Самая красивая женщина в мире (Лина Кавальери)" (итал. La donna più bella del mondo (Lina Cavalieri), снятый в 1955 году. И прежде всего тем, что рассказывает о жизни знаменитой оперной примадонны начала XX века Лины Кавальери, а ещё и тем, что в этом фильме вокальные номера исполняет одна из самых красивых киноактрис всех времён и народов Джина Лоллобриджида.
Collapse )
Вороны

Считается, что он и умер в этой ночлежке.

p_macovsky4
На картине Маковского "Ночлежный дом" изображена "ляпинка" - известная в конце 19 века ночлежка в Большом Трехсвятительском переулке, названная так по фамилии владельцев, купцов Ляпиных.
Ночлежка была бесплатной, ютились в ней только нищие и бездомные. Они собирались задолго до открытия: мерзли в мороз, мокли под ливнями, но стояли часами, в надежде получить ночлег. Их было очень много, мест на всех не хватало, самые слабые умирали под дверями.

Collapse )
berlin

Дмитрий Быков // "Story", №5(112), май 2018 года

рубрика «Частная жизнь»

Квадратура Бунина

Заниматься сплетничеством о великих имеет смысл только если из этих сплетен можно извлечь важное руководство к действию или глубокую мораль. Так вот, подробно описанный (и всё-таки до сих пор загадочный) последний любовный эпизод в жизни Ивана Бунина учит нас одной трудно постижимой, чрезвычайно полезной истине...

Модернист, пытающийся сыграть с жизнью в свои модернистские игры, неизбежно проигрывает, потому что жизнь оказывается ещё большим модернистом. Вы ей адюльтер — она вам бисексуальность. Вы ей треугольник — она вам квадрат.

Ради того, чтобы эта горькая истина была усвоена возможно большим числом людей, пытающихся расшатывать традиционную мораль, я и рассказываю заново эту старую историю, про которую написана тьма мемуаров, один малоталантливый дневник, дюжина глянцевых очерков и один посредственный сценарий. Почему всё это такое неубедительное? Потому что этого главного вывода никто до сих пор не сделал, все боятся. А чего бояться? Кушнер однажды сказал: существует миф об особой аморальности художников, артистов там и поэтов. А почему? Да просто потому, что они на виду, а так-то в любой коммуналке по части аморалки дадут фору самому экстравагантному футуристу. Но уж раз мы на виду, давайте извлекать из наших грехов и заблуждений нравственные уроки. Только этим оправдан пристальный интерес к чужому постельному белью. Впрочем, Бунин ведь в последние годы ни о чём не писал, кроме роковых, иногда извращённых страстей. Если ты долго смотришь в... назовём это бездной, то и она, бездна, посмотрит в тебя.

Короче, Галина Кузнецова была младше Бунина ровно на тридцать лет. Она родилась 10 декабря 1900 года в Киеве, девятнадцати лет вышла замуж за офицера, с этим офицером бежала в Константинополь, оттуда они переехали в Прагу, потом в Париж. Она писала стихи и рассказы, всё это довольно блёклое и сильно подражательное. Ну вот, для примера, такое бунинское и одновременно георгий-ивановское: «Дарданеллы. Осенний дождик тоскливо сеет, унылый берег оцепенел. В тумане мутном едва сереют густые волны Дарданелл. На мысе камни пустой мечети, руины, спины горбатых гор, как будто трупы былых столетий, как будто пасти звериных нор. Ныряет в море седом фелука, дырявый парус легко круглит... О, быть пришельцем — какая мука, как горько сердце моё болит». Эти стихи и прозу она решилась показать Бунину, на него большое впечатление произвели не стихи и не проза, а она, и в 1925 году начался роман. А когда Бунины окончательно переехали из слишком дорогого Парижа в Грас, где до этого снимали дачу только на лето, она поехала с ним, и с 1927 года началась дикая тройная жизнь.

Collapse )

на фотографии: Марга Степун, Галина Кузнецова (стоит), Иван Бунин, Вера Муромцева, Леонид Зуров // 1933 год

Бленхейм

Не уезжая далеко от Оксфорда, посмотрим замок Бленхейм, известный тем, что здесь родился Уинстон Черчилль, потомок герцогов Мальборо. Отец Черчилля был третьим сыном седьмого по счету герцога Мальборо. Титул был создан королевой Анной в 1702 году для Джона Черчилля , первого графа Мальборо (1650—1722), крупнейшего военачальника и мужа её фаворитки. Название герцогства относится к Мальборо в графстве Уилтшир. Это единственный из существующих британских герцогских титулов, который с XVIII века переходит по женской линии. Традиционно резиденцией герцогов служит Блейнхеймский дворец, получивший название в честь победы герцога над французами при Блейнхейме.

Первый герцог Мальборо известен русскому человеку в первую очередь по "Мертвым душам" Гоголя. Ноздрёв развлекает Чичикова шарманкой,  " не без приятности играющей "Мальбрук в поход поехал". Любопытную историю французской песни, ставшей хитом с русским, слегка скабрезным текстом, можно прочесть здесь: http://war-only.com/v-poxod-malbruk-sobralsya-iz-istorii-odnoj-pesni.html.

Мы же погуляем по старому английскому парку и посмотрим на дворец



Collapse )

По Ярославской области весной. Борисоглебский монастырь-крепость - место приюта Рюриковичей

В последние выходные марта наш туристический клуб "Восемь Врат" отправился путешествовать из Петербурга в Ярославскую область. И главной целью поездки был Борисоглебский монастырь в одноименном поселке. Добраться сюда не так легко, но для нас чем сложнее - тем интереснее, тем более, что этот монастырь - одновременно и старинная русская крепость, и образец великолепной архитектуры. О  прогулке вокруг крепостных стен, и о том,. что представлял собой монастырь в старые времена - читайте мой рассказ.



Collapse )
Лиска кофейничает у окошка

Мачеха принцессы Дианы : какой на самом деле была Рейн Спенсер

Оригинал взят у ledy_lisichka в Мачеха принцессы Дианы : какой на самом деле была Рейн Спенсер
Принцесса Диана называла ее "кислотным дождем", а британская пресса бичевала ее за безвкусие и содержанство.

Но, кажется, никакое оскорбление не могло подействовать на леди Рейн Спенсер так, как того хотели ее обидчики, ведь сама она всегда знала себе цену.


Рейн Спенсер, 1980 год

В добрых сказках о принцах и принцессах всегда есть этот персонаж – злая мачеха, обманом женившая на себе простачка-отца и всем сердцем ненавидящая своих ни в чем не повинных пасынков и падчериц. И хотя нас с детства учат, что жизнь – это далеко не сказка, мы продолжаем верить в то, что некоторые ее герои и истории буквально списаны с реальности. Что касается Великобритании, то она в течение многих десятков лет искренне полагала, что и у нее есть своя коварная мачеха. И имя ей – леди Рейн Спенсер.

Collapse )
---
Биография очень сильной, мудрой и умеющей любить женщины.
У которой очень многому можно поучиться